Свое видео к делу не пришьешь

«Деловой Петербург» № 34 (2846) от 27.02.2009

Иногда сотрудники ДПС фиксируют нарушения на личные фото- и видеокамеры, однако правомерность использования таких доказательств весьма спорная. Автоюристы компании «Драйв Консалтинг» рассказали реальную историю.

К Роману, профессиональному водителю со стажем более 15 лет, однажды на набережной Обводного канала подъехал сзади автомобиль Дорожно-постовой службы и сотрудник ГИБДД потребовал остановиться. Выяснилось, что почти полкилометра назад Роман при повороте на набережную проехал по встречной полосе. Инспектор составил протокол и изъял водительское удостоверение.

Вызванный в качестве свидетеля в суд инспектор ДПС в качестве доказательства вины Романа представил судье снимки со своего мобильного телефона, на которых еле различимо был виден автомобиль, похожий на автомобиль Романа. В ответ на протесты защитника о том, что указанные снимки не могут быть использованы в качестве доказательства, мировой судья ответил, что не будет на них ссылаться, а они нужны просто «для сведения».

В деле Романа были довольно противоречивые доказательства, и его виновность в данном нарушении была под вопросом, однако мировой судья лишил его права управления на 4 месяца, приняв во внимание плохого качества снимки с мобильного телефона инспектора ДПС.
Устройства по списку

Впрочем, Верховный суд Российской Федерации не принял подобную позицию и, к счастью автомобилистов, разъяснил, что доказательством по делу могут быть лишь такие данные (фотоснимки и видеозаписи), которые получены с помощью разрешенных к использованию в ГИБДД устройств и приборов, сертифицированных и проверенных в установленном законом порядке. Список сертифицированных и разрешенных к использованию устройств (алкометров, радаров для измерения скорости и видеорегистраторов) Верховный суд РФ опубликовал в своих разъяснениях.

Съемка нарушения ПДД на мобильный телефон не может быть доказательством в суде.

От повестки в суд не уедешь

«Деловой Петербург» № 114 (2926) от 26.06.2009

Некоторые водители считают, что если скрываться от судебных повесток в течение 2 месяцев, то можно избежать лишения водительских прав за нарушение Правил дорожного движения. Так ли это? «ДП» совместно с автоюристами компании «Драйв Консалтинг» постарался разобраться в этом вопросе подробнее.

Итак, в среде автовладельцев, в отношении которых возбуждены дела (составлены протоколы) о лишении водительских прав за нарушение Правил дорожного движения, бытует мнение, что можно остаться с правами и не нести наказание, если избегать получения судебных повесток.

Тогда якобы спустя 2 месяца с момента нарушения можно идти и требовать свои права обратно. Правда ли это и на чем основано такое предположение?

Срок давности

Действительно, срок давности по делам об административных правонарушениях (срок, в течение которого должно быть рассмотрено дело) в соответствии со ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ составляет 2 месяца с момента нарушения. Если в течение этого времени дело не рассмотрено и постановление по нему не вынесено, то дело подлежит прекращению, а водительское удостоверение возвращается владельцу.

Дела о лишении специального права, в том числе о лишении водительских прав, рассматриваются судьями, поэтому единственный шанс остаться с правами — это грамотная защита в суде.

Убежать от суда

Юристы «Драйв Консалтинг» рассказывают, что в судебной практике действительно был период, когда дела о лишении прав активно и повсеместно прекращались судьями по срокам давности. Как отмечалось выше, для того чтобы рассмотреть дело об административном правонарушении, у судьи есть ровно 2 месяца с момента совершения нарушения. Причем дело в соответствии с законом должно быть рассмотрено в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол (водителя), или как минимум при его надлежащем уведомлении.
В связи с этим «находчивые» водители просто скрывались от получения судебных повесток 2 месяца, а потом приходили с требованием вернуть права.

И часто суд в ущерб интересам общества, в соответствии с которыми нарушитель должен быть наказан, отдавал приоритет частным интересам водителя, в соответствии с которыми у каждого гражданина есть конституционное право на защиту в суде.

Болезнь уже не повод

Самым популярным способом «не ходить в суд» были больничные листы. Причем наиболее часто начинали «усиленно болеть» после составления протокола именно водители, привлекаемые к ответственности по самым «тяжким» статьям — управление в состоянии опьянения, отказ от медицинского освидетельствования и др.

В такой ситуации, когда большое количество нарушителей уходило от ответственности, а статистика работы ГИБДД по пресечению нарушений оставляла желать лучшего, Верховный суд РФ в 2005 году опубликовал разъяснения относительно того, как следует поступать, в случае если водитель, обвиняемый в нарушении ПДД, уклоняется от получения повесток, приносит один за другим больничные листы и в суд не является.
В соответствии с п. 6 Постановления пленума Верховного суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года водитель считается уведомленным о времени и месте судебного заседания даже в том случае, если по адресу места жительства, указанному им при составлении протокола, он фактически не проживает или же он не является за получением судебной повестки на почту. Данное новшество существенно облегчило работу судей.

Судья не ждет

Если быть точным, то в соответствии с почтовыми правилами вручения судебных повесток почтальон сначала должен прийти и вручить ее вам лично. Если он не застал вас дома, он опускает в ваш почтовый ящик извещение о необходимости прийти на почту и получить телеграмму.
Обычно если через 3 дня вы не пришли за телеграммой, он обязан опустить вам в ящик вторичное извещение.

На практике все часто происходит иначе: телеграмма высылается судом за день-два до назначенного заседания и часто вы либо не успеваете ее получить, либо получаете ее прямо накануне заседания. Поэтому в большинстве случаев суд имеет право рассмотреть дело в ваше отсутствие и факт того, что вы лично не получили и не прочитали телеграмму, не будет являться препятствием для рассмотрения дела.

Повод для отсрочки

Еще один казус может возникнуть в результате неверного указания адреса места жительства в протоколе, тогда судебная повестка уйдет по другому адресу и дело также смогут рассмотреть в ваше отсутствие (по словам юристов, это еще один повод всегда очень внимательно читать протокол, прежде чем его подписывать).

В соответствии с законом вы также можете заявить до заседания в суд ходатайство об отложении заседания в случае, если вы не можете на нем присутствовать. Но у судьи, в зависимости от уважительности изложенных в вашем ходатайстве доводов, всегда есть законная возможность отказать вам в переносе судебного заседания, и в большинстве случаев так и происходит.
Единственным надежным основанием для переноса судебного заседания является ходатайство о привлечении к участию в деле защитника.
Поэтому в условиях существующей судебной практики скрываться от судебных повесток просто нет смысла. Необходимо готовиться к судебному заседанию, идти в суд и отстаивать свою невиновность.

«Самым популярным способом «не ходить в суд» были больничные листы.

На заметку
От двух месяцев до года

Согласно ст. 4.5 КоАП при нарушении законодательства о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) срок годности увеличен до года.
Это касается и других правонарушений, например, в области таможенного или бюджетного законодательства.

Кто за рулем — тот и платит

«Деловой Петербург» № 219 (3031) от 20.11.2009

Необходимо также помнить, что вы можете потребовать с виновника ДТП возмещения причиненного ущерба, если данный водитель является платежеспособным лицом и имеет постоянное место жительства.

Так, согласно положениям Гражданского кодекса РФ, ответственным за причиненный вред является владелец источника повышенной опасности (в данном случае — автомобиля). Владеть автомобилем не значит являться его собственником: можно владеть на основании договора аренды или доверенности на право управления. По общему правилу вред возмещается именно владельцем, то есть тем, кто сидел за рулем. Однако владение должно быть основано на законе или договоре.

Если же автомобиль управлялся без оформления доверенности или лицом, не имеющим законных оснований для управления им, вред может быть взыскан с собственника автомобиля, то есть с гражданина или организации, обозначенной в ПТС и свидетельстве о регистрации. Под данное правило не подпадают исключительные случаи, когда автомобиль был угнан и собственник своевременно (то есть до ДТП) сообщил об этом в милицию. В таких случаях вам остается надеяться только на правоохранительные органы, осуществляющие розыск преступника, так как предъявить свои претензии вы сможете лишь ему.

Всегда следует помнить, что взыскивать живые деньги с физического лица очень проблематично и не всегда выполнимо, особенно если виновник ДТП является приезжим и имеет лишь временную регистрацию или, как часто случается, не имеет никакой регистрации. Считайте, что вам повезло, если автомобиль принадлежит организации и въехавший в вас водитель управлял им в связи с исполнением трудовых обязанностей: вред, причиненный работником, взыскивается с работодателя, а взыскать живые деньги с организации всегда проще.

Андрей Галкин, юрист компании «Драйв консалтинг»

Видеокамеры на дорогах работают вне закона

«Деловой Петербург» № 34 (2846) от 27.02.2009

Презумпция невиновности водителя заканчивается там, где нарушения фиксируют видеорегистраторы. Однако законность их использования до сих пор остается под вопросом.

С 1 июля 2008 года вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым теперь из презумпции невиновности человека сделан ряд исключений — эти исключения касаются тех случаев, когда нарушение водителем правил дорожного движения зафиксировано на видео. В таких случаях именно водитель должен доказывать, что он не совершал данного нарушения (камера зафиксировала не его автомобиль, или за рулем находился вовсе не он).

С указанной даты введения поправок в кодекс по всей стране начали устанавливать стационарные и передвижные комплексы видеофиксации нарушений, а водители стали получать по почте так называемые «письма счастья» — фотографию снятого на видеокамеру автомобиля и постановление-квитанцию для уплаты штрафа. Первыми данные комплексы появились в Москве и Краснодаре, позже — и в других регионах.

Чей интерес

Споры о законности процедуры фиксации нарушений на видео с последующей обработкой указанных данных и привлечения водителей к ответственности подобным способом не прекращаются и по сей день.

Известные правозащитники апеллируют к нарушению конституционных принципов презумпции невиновности и cсылаются на высокую вероятность технической ошибки при фиксации нарушений и обработке данных. Анализируя причины появления системы, некоторые источники, основываясь на европейском опыте, предполагают лоббирование данных нововведений российского законодательства со стороны крупных страховых компаний. В частности, согласно комментариям Российского союза автостраховщиков, страховые компании кровно заинтересованы в снижении аварийности на дорогах. Они готовы потратить немалые средства на внедрение системы, которая позволит затем сэкономить еще большие деньги на страховых выплатах.

Стоит отметить, что в европейских странах и в Америке подобные камеры призваны фиксировать лишь два вида нарушений — превышение скорости и проезд на красный свет. У нас же органы ГИБДД выступили с инициативой расширить данный список до таких нарушений, как выезд на встречную полосу (самое частое нарушение, за которое водители лишаются права управления на срок от 4 до 6 месяцев) и другие нарушения ПДД. В связи с тем, что каждое дело о «встречке» вызывает множество споров со стороны водителей, считающих, что действовали они в строгом соответствии с правилами, данный пункт целевой программы ГИБДД вызвал особое возмущение со стороны сообщества водителей.

Личные данные

Особенностью системы видеофиксации нарушений ПДД является то, что при обработке получаемой информации происходит работа с персональными данными владельцев автомобилей (фамилия, имя, адрес и др.). В соответствии с действующим законодательством о персональных данных, при их обработке необходимо обеспечить специальные меры по охране их конфиденциальности. В связи с тем, что данный аспект реализации программы проработан не был, юристы обратились с соответствующим официальным запросом к высшему руководству ГИБДД.

Система вне закона

Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного движения МВД России был направлен ответ на указанный запрос. По данным компании «Драйв Консалтинг», в своем ответе НИЦ БДД сообщает, что в настоящее время вопросы обеспечения информационной безопасности создаваемой автоматизированной системы не решены. В то же время в различных СМИ сообщается, что автоматизированная система начала работу 01.07.2008 г., и со ссылкой на министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева приводится количество владельцев транспортных средств, которым уже были направлены постановления о привлечении к административной ответственности. В соответствии же с комментариями Владимира Кузина, заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, в настоящее время на территории России автоматизированная система фиксации нарушений ПДД не создана и не эксплуатируется.

Таким образом, через полгода после введения в действие видеофиксации нарушений ПДД выяснилось, что ее функционирование в нынешнем состоянии является незаконным.

«Большой брат» пока не может гарантировать водителю конфиденциальность.

На заметку
Какие нарушения фиксируют камеры

2 вида нарушений фиксируют установленные в Европе и США видеокамеры — превышение скорости и проезд на красный свет. Российские камеры следят за большим числом нарушений.

Суд ускоряет процесс

«Деловой Петербург» № 73 (2885) от 24.04.2009

Жаловаться на страховую компанию в Российский союз страховщиков (РСА) и Федеральную службу страхового надзора (ФССН) неэффективно, самый быстрый способ получения выплаты — это подавать в суд.

В нашей практике нередки случаи, когда уже на первом предварительном заседании представитель страховой компании заявляет о частичном признании иска или желании заключить мировое соглашение. Бывают случаи, когда при задержке сроков выплаты деньги оказываются на счету клиента через неделю после получения страховой компанией копии искового заявления.

Однако стоит заметить, что нередки и случаи мелкого мошенничества со стороны страхователей. Особенно часто это происходит по полисам каско. Водители либо не хотят оформлять ДТП, либо обращаются за выплатой гораздо позже времени реального появления убытков.

Комментарий Андрей Галкин, юрист компании «Драйв Консалтинг»

Сдавать или не сдавать временное разрешение

"МК в Питере" 11/02/2009

Сдавать или не сдавать временное разрешение, после того как суд лишил водителя прав? Разночтения в законе на эту тему позволяли сотрудникам ГИБДД принимать решение на свое усмотрение. В результате те, кто сдал «времянку» не сразу, а только по приходе за правами по окончании срока лишения, фактически получали новый срок. «МК» в Питере» решил выяснить, что нужно знать, чтобы вернуть свои права вовремя.


Бесправная «времянка» 

Лишить водителя автомобильных прав может только суд, постановление которого вступает в силу через 10 дней после его вынесения. А до этого на руках у водителя остается временное разрешение. Именно «времянка» и стала камнем преткновения между водителями и ГИБДД. Предприимчивые инспекторы, пользуясь тем, что законодательство не содержит четкого предписания, когда именно нужно сдать временное разрешение, решали этот вопрос в свою пользу. А именно — отказывались выдавать водительское удостоверение по истечении срока лишения прав, аргументируя это тем, что водитель не сдал «времянку» сразу же после вынесения судом постановления. Автовладельцам в таких случаях сообщали, что срок лишения прав у них начинает исчисляться с момента сдачи временного разрешения. Даже если определенный судом срок уже истек. 

С подобной ситуацией столкнулся и Александр И. Права управления его лишили в августе 2008 года за выезд на встречную полосу. 

— По истечении законных 4 месяцев, — рассказывает водитель, — я с постановлением суда и медицинской справкой явился в административную практику отделения ГИБДД Курортного района. Но права мне не вернули. Инспектор сказал, что так как я не сдал «времянку», то водительское удостоверение получу только через очередные 4 месяца. 

Возмущенный до предела таким поворотом событий Александр И. отправился прямиком к юристам. С их помощью были поданы жалобы на незаконные действия сотрудников ГИБДД начальнику РУВД и в районную прокуратуру. В результате права Александру были возвращены даже без судебного разбирательства. 

Платим по незнанию 

На автомобильных форумах можно часто встретить истории о том, что водителю пришлось платить за то, чтобы по истечении срока лишения инспектор закрыл глаза на не сданную «времянку» и вернул права. А все от нашего незнания законов. 

— Обязанность сдать временное разрешение появляется у водителя лишь в случае, если органы ГИБДД официально попросят его сдать, — поясняет юрист компании «Драйв Консалтинг» Андрей Галкин. — То есть направят заказное письмо или же явятся домой лично, что на практике бывает чрезвычайно редко. И лишь тогда в случае уклонения водителя от сдачи временного разрешения срок лишения начинает течь с момента его сдачи. 

Но эти формальности, по всей видимости, мало интересуют нечистых на руку сотрудников ГИБДД. А водители и подавно в них не разбираются, а потому готовы заплатить любые деньги, чтобы вернуть свое водительское удостоверение. 

А вот у Верховного Суда РФ вообще своя точка зрения по этому поводу, абсолютно отличная от других. В разъяснении Пленума Верховного Суда говорится следующее: «Если срок временного разрешения не истек после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и оно не было изъято, течение срока лишения специального права должно исчисляться с момента окончания срока действия временного разрешения». 

Эта формулировка мало того что противоречит закону, так еще и окончательно путает и без того несведущих в законах автомобилистов, и опять же даст возможность сотрудникам ГИБДД продлевать срок лишения на 2 месяца — именно столько действует временное разрешение. 

Олеся Понкратьева 

МК-Справка 

За что можнолишиться прав? 

— Выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, — от 4 до 6 месяцев. 

— Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков — от 1 до 3 месяцев. 

— Управление ТС с очевидно подложными государственными регистрационными знаками — от 6 месяцев до 1 года. 

— Управление ТС, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, — от 1 года до 1,5 лет с конфискацией устройств. 

— Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, — от 1,5 до 2 лет. 

— Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — от 1,5 до 2 лет. 

— Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения — от 1,5 до 2 лет. 

— Превышение скорости движения ТС на величину более 60 км/ч — от 4 до 6 месяцев. 

— Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме — от 3 до 6 месяцев. 

— Оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, — от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Пошаговая инструкция на всякий случай

«Деловой Петербург» № 219 (3031) от 20.11.2009

Юристы предлагают пошаговую инструкцию при обращении в страховую компанию за выплатой, что поможет в случае наступления форс–мажорных обстоятельств. По мнению специалистов юридической компании «Драйв консалтинг», соблюдение следующих рекомендаций позволит сэкономить время в случае отказа в выплате или банкротстве страховых компаний.

Сдавая документы из ГИБДД в страховую компанию, оставляйте у себя ксерокопии всех материалов (справок, определений, протоколов, постановлений), попросите представителя страховой компании заверить своей печатью ваши копии предоставляемых им документов.

При проведении осмотра автомобиля оценщиком по направлению страховой компании выясните, возможно ли вам будет в случае необходимости по личному обращению получить копию отчета об оценке.

Свой метод

В случае если вас не устроит размер ущерба по оценке страховой компании либо окажется, что копии отчетов оценочная компания выдает только представителю страховой компании, необходимо проведение дополнительной оценки. Для этого обратитесь в другую оценочную компанию, перед проведением осмотра автомобиля за 3 рабочих дня уведомите телеграммой о времени и месте проведения осмотра всех заинтересованных лиц (страховую компанию, второго участника ДТП).

Жизнь после продажи

После проведения осмотра и оценки автомобиля сделайте нотариальные копии водительского удостоверения, свидетельства о регистрации автомобиля, паспорта транспортного средства (ПТС). В случае продажи сохраняйте оригинал договора купли–продажи, копию справки–счета или нотариальную копию генеральной доверенности в случае продажи по генеральной доверенности. В случае проведения ремонта автомобиля сохраняйте оригиналы чеков, квитанций, заказ–нарядов или иных документов, подтверждающих оказание и оплату вами услуг по ремонту автомобиля.

Всегда можно заказать оценку ущерба у альтернативной оценочной компании.

Удар по каско. Нанесли автомобилисты, которые стали покупать меньше машин


«РБК Daily» от 16.04.2010

Снижение объемов выдачи автокредитов в 2009 году, приведшее к уменьшению числа покупок новых автомобилей, сократило спрос на полисы каско. Участники петербургского страхового рынка оценивают падение примерно на треть. При этом в основном снижение спроса сказалось на небольших компаниях, лидеры рынка свои позиции сохранили. Еще одной тенденцией кризисного автострахового рынка стал 30-процентный рост числа судебных споров между страховщиками и их клиентами.

По итогам прошлого года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 49%. Примерно таким же было снижение продаж в Петербурге. Из-за спада продаж значительно просел сегмент страхования кредитных авто. «Владельцы новых автомобилей — один из наиболее интересных сегментов для страховых компаний», — отмечает директор управления андеррайтинга автострахования северо-западного дивизиона «Ренессанс Страхование» Денис Чигарев. Во-первых, потому, что доля оформления договоров каско в этом сегменте выше, чем в среднем по автопарку. Во-вторых, отношение к новым автомобилям более бережное, поэтому частота их повреждений ниже.

В компании «Аларм-Моторс» приводят такие данные: в августе 2008 года 68% автомобилей приобретались в кредит. В январе 2009 года снижение этого показателя составило 30%. В четвертом квартале 2009 года продажи авто в кредит вернулись на докризисный уровень — 70%.

«Итоги 2009 года наглядно показали, что люди сменили дешевизну тарифов и рекламные приманки небольших компаний на надежность лидеров, которые зафиксировали в прошлом году возросший поток клиентов из неблагополучных и даже просто мелких организаций», — говорит директор филиала «Росгосстраха» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Георгий Папаскири. Крупные компании смогли сделать привлекательные предложения для клиентов, в том числе предоставляя дополнительный сервис. Как правило, в список допуслуг входит выплата возмещения без справок в пределах 3—5% стоимости автомобиля, выезд аварийного комиссара на ДТП, сбор документов в ГИБДД, обращение без справок по повреждениям стеклянных элементов. «В Петербурге ситуация с дополнительным сервисом более радужная, чем в среднем по стране», — добавляет Денис Чигарев. Из-за высокого уровня конкуренции страховой рынок города традиционно более клиентоориентированный, чем в других регионах и даже в столице. «Например, выезд аварийного комиссара на ДТП стал практически нормой для всех основных игроков рынка ОСАГО в Петербурге уже где-то к 2004—2005 годам, а по каско — еще раньше. В остальных регионах бесплатные услуги аварийного комиссара предлагались тогда только по договорам каско, да и то обычно для машин класса люкс», — отметил он.

Между тем в 2009 году некоторые страховые компании снизили стоимость базового полиса каско. В отдельных случаях его стоимость уменьшилась на 6—8% в зависимости от модели. «Тариф полиса каско зависит от многих причин. В числе которых и «угоняемость» автомашины конкретной марки, и текущие цены на ее ремонт в автосервисе», — пояснил Георгий Папаскири.

Ближе к дилеру

Как правило, клиенты предпочитают страховать автомобили в тех компаниях, которые являются официальными партнерами дилера. «Критериев выбора компании-партнера достаточно много: надежность, тарифы, удобство общения клиента со страховой компанией, обязательство страховой компании направлять аварийные автомобили к официальному дилеру для сохранения гарантийных обязательств», — перечисляет директор по продажам «Аларм-МоторсФорд» Михаил Шевельков. По его словам, страховщики идут на заключение соглашений с дилерами, руководствуясь стратегией собственного развития. «Есть этапы, на которых им интересен рынок каско, затем наступает период, когда их автомобильный портфель полон, и они переключаются на другие виды страхования», — поясняет г-н Шевельков. При этом он не отрицает, что иногда возникают и спорные ситуации между страховыми компаниями и автодилерами. «Но они не доходят до «кровопролития». Нам всегда удается найти консенсус», — говорит г-н Шевельков.

В отличие от дилеров автомобилистам не всегда удается избежать споров со страховщиками. И все чаще эти споры доходят до суда. Андрей Галкин, главный юрист компании «Драйв Консалтинг», рассказал, что за 2009 год количество судебных претензий из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения страховщиками своих обязательств по договорам каско увеличилось примерно на 30%. «По сведениям некоторых страховых компаний, судебная политика страховщиков по всем более-менее спорным случаям сейчас такова: судиться до последней инстанции. Это может свидетельствовать о том, что денежные средства данным компаниям сейчас нужны как никогда», — подчеркнул он. По словам юрисконсульта ООО «Страховой случай» Екатерины Петровой, сумма иска по страховым спорам в среднем составляет 70 тыс. руб. «Основанием для обращения автомобилистов в суд является занижение суммы страхового возмещения страховщиком, отказ в выплате страхового возмещения (не признают страховой случай таковым), затягивание выплаты», — рассказала она.

Всего, по данным Федеральной службы страхового надзора, в 2009 году страховые компании, работающие в Петербурге, по договорам страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) привлекли 16,9 млрд руб.

Копия поможет с выплатой

«Деловой Петербург» № 219 (3031) от 20.11.2009

С выпадением первого снега наступает так называемый день жестянщика, а у водителей, попавших в ДТП, прибавляется забот при общении со страховыми компаниями.

Если вы не виноваты в ДТП и не имеете полиса каско, то получить деньги на ремонт автомобиля может быть непросто (в таком случае стоит рассчитывать только на выплату от страховой компании виновника). Проблемы с выплатами регулярно возникают в нынешних условиях, когда минимум раз в полгода одна–две страховые компании, продающие полисы ОСАГО, лишаются лицензии и становятся банкротами.

В соответствии с требованиями закона после отзыва лицензии страховая компания обязана передать все дела по страховым выплатам по ОСАГО в Российский союз автостраховщиков (РСА), для того чтобы потерпевшие могли получить компенсационные выплаты с этой организации.

След простыл

Однако часто бывает так, что дела в огромном количестве куда–то теряются, исчезают и найти их становится уже невозможно, а водителю предлагают представить аналогичный, довольно большой, перечень документов заново. Ситуация осложняется тем, что, как правило, водители по неведению и доверчивости не оставляют у себя копии сдаваемых в страховую компанию документов и ремонтируют разбитый автомобиль сразу же после осмотра его представителем страховщика. В такой ситуации водитель остается у разбитого корыта — ни денег, ни документов, ни надежд на их восстановление, особенно если машина уже отремонтирована.

Как не попасть в такую неприятную ситуацию и обезопасить себя от возможных «сюрпризов» со стороны страховой компании, как существенно увеличить шансы на получение страхового возмещения? «ДП» совместно с автоюристами «Драйв Консалтинг» постарался осветить данный вопрос.

Правильная оценка

По словам специалистов компании «Драйв консалтинг», страховая выплата по ОСАГО осуществляется с обязательным учетом износа деталей автомобиля на момент ДТП, который рассчитывается экспертом–оценщиком при составлении отчета об оценке по специальной методике, определенной постановлением правительства РФ в приложении к Правилам ОСАГО.

Страховая компания не имеет обязанности возмещать ущерб от ДТП, размер которого определен на основании счетов и квитанций за ремонт автомобиля, поэтому единственным доказательством размера ущерба является отчет независимой экспертизы (отчет об оценке) — подробный сброшюрованный документ с фотографиями автомобиля, актом осмотра и формулами расчета стоимости ремонта. В случае если вы захотите обратиться за страховой выплатой по ОСАГО с квитанциями за ремонт автомобиля, страховая компания имеет законное основание отказать вам в страховой выплате.

Копия для себя

Часто бывает, что после осмотра автомобиля ничего не подозревающий водитель ремонтирует или продает автомобиль. В практике автоюристов «Драйв Консалтинг» встречаются случаи, когда водитель обращается в страховую компанию по ОСАГО, которая впоследствии становится банкротом, а все материалы выплатного дела, в том числе отчет об оценке, утрачиваются (теряются или уничтожаются).
Для того чтобы получить возмещение ущерба от РСА, в эту организацию необходимо представить аналогичный комплект документов, представленных в страховую компанию, в том числе отчет об оценке.

В случае с проданным или отремонтированным автомобилем сделать это становится затруднительным, следовательно, и получить компенсационную выплату с РСА становится невозможно. Поэтому водителям рекомендуется всегда оставлять для себя заверенные копии сдаваемых в страховую компанию документов.

На заметку
Документы для получения возмещения по ОСАГО:


Извещение о ДТП (приложение к полису ОСАГО, заполняется водителями на месте ДТП)
Документы из ГИБДД (справка о ДТП, протоколы, определения, постановления в случае их составления)
Документы, подтверждающие право собственности на автомобиль
Отчет об оценке стоимости восстановительного ремонта автомобиля

На заметку
Страховщики, ушедшие с рынка Петербурга за 2009 г.:

Генеральный страховой альянс (ГСА), «Конда», «ЛК-Сити». Все эти компании, по данным «Драйв консалтинга», создали своим клиентам сложности с получением возмещения.

Заказ звонка

Город: